Материнство

Кондуктивная педагогика

Кондуктивная педагогика









Кондуктивная педагогика это методика, направленная на восстановление детей с ограниченными двигательными возможностями, полученными в результате повреждения центральной нервной системы (ЦНС).



Первоначальная цель кондуктивной педагогики — не столько улучшение биологической двигательной функции, сколько развитие ребенка(его личности), обучение самостоятельности, самовыражению. Основной принцип кондуктивной педагогики заключается в комплексной и постоянной стимуляции двигательных, психических и речевых функций больного ребенка. При этом усилия педагогов, медиков, реабилитологов направлены как на двигательную, так и на социально-бытовую адаптацию ребенка: на помощь в развитии его творческих способностей, в пробуждении социальной активности, в воспитании чувства собственного достоинства, стремления к самообслуживанию.

 

Несмотря на поражение нервная система располагает такими резервами, неиспользованными ресурсами, а также способностью к построению новых связующих элементов, которые с помощью соответствующего ведения обучающего процесса рано или поздно окажутся приведены в действие. Поэтому в процессе кондуктивного воспитания развитие двигательных функций — это не отдельно стоящая цель, а одна из важных составных частей в формировании личности. И достигается она путем осуществления хорошо согласованных, структурных многолетних педагогических программ.

 

В этих программах нет в чистом виде двигательных упражнений, чисто механической тренировки движений. Ведь если под обучением действиям или движениям мы будем подразумевать, что движения просто часто повторяются, то увидим, что движение остается для обучаемого неизведанным. (При механическом обучении подобная ситуация складывается довольно часто.) Но ведь процесс обучения — не простое копирование, то есть пассивное восприятие данного учебного материала обучаемым. Ученику необходимо понимать, о чем идет речь, оставить пассивность, когда идет процесс обучения. Поэтому главная задача педагога — предоставить ученику необходимые условия для возможности активного самостоятельного планирования и проделывания каких-либо действий и выявления их смысла. Для этого недостаточно, если человек только слышит речевое сопровождение двигательных упражнений и видит выполнение данного задания. Человеческое действие — это выражение различных способностей, мыслей, чувств. Человек хочет достичь цели, решить проблему или поиграть, поработать — это те элементы, которые играют значительную роль в двигательной активности. ЦНС человека только в том случае планирует процесс действия, движения, если у него есть цель. Всякое движение должно быть оправдано целью, тогда оно наиболее верным способом будет выполнено, появятся смысл и стимул.

 

Например: чтобы ребенок смог самостоятельно почесать нос, ему необходимо совершить ряд последовательных действий — поднять руку, согнуть в локте, развернуть ладонь к лицу, поднести палец к носу, убрать руку. При поражении ЦНС эта цепочка как бы обрывается, и чтобы все-таки дотянуться до носа и его почесать, необходимо выстроить ее заново.

 

Как в игровой форме научить ребенка подносить руку к лицу? Играем в прятки. Накрываем ребенку лицо платком, и чтобы «найтись», ему необходимо платок снять, то есть поднять руку, согнуть в локте, развернуть ладонь к лицу, схватить платок, выпрямить руку, бросить платок.
Для кондуктивной работы был разработан целый ряд подобных игр, в ходе которых ребенок приобретает необходимые навыки, позволяющие ему лучше ориентироваться в окружающей обстановке. 

 

Если одной из важнейших целей воспитания является интеграция в «нормальное» общество, то и в реабилитационном процессе ребенок должен находиться в обществе. Поэтому неотъемлемое условие кондуктивного воспитания — занятия в группе.

 

Кондуктивная педагогика обеспечивает людям с ограниченными возможностями условия для активности, которые дают возможность для внесения ценных социальных навыков в цели и задачи конкретных занятий. И дети, и взрослые восприимчивы к влиянию сверстников, поэтому занятия в группе помимо обучения общению помогают сформировать адекватную самооценку, оценить усилия и результаты других и лучше мотивировать совершенствование собственных навыков. Последнее время появляются детские сады и школы, где есть смешанные группы.

 

Мне нравится 0
0 комментариев
+ ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ КОММЕНТАРИИ (0)
ДОБАВЛЕНИЕ КОММЕНТАРИЯ