Подвижные игры для школьников
Подвижные игры играют важную роль в жизни ребенка. Учителя давно взяли игры на вооружение, как эффективный и действенный метод обучения.
В играх осуществляется нравственное, физическое, эстетическое и трудовое воспитание. Так, активные движения развивают ловкость и силу, разнообразные роли, которые ребенок "примеряет" на себя в процессе игры позволяют легче адаптироваться в коллективе, а различные задания способствуют развитию творческих способностей.
Принято различать игры по возрастным категориям. Если игры для начальной школы больше направлены на знакомство с окружающим миром и физическое развитие, то подвижные игры для учеников старшего школьного возраста богаты сложными загадками и тактическими задачками.
Подвижные игры для младших школьников
Впервые переступая школьный порог, ребенок попадает в совершенно непривычную ему обстановку. Теперь семилетнему крохе предстоит начать самостоятельную жизнь, самому строить отношения с ровесниками, без помощи заботливых родителей отстаивать свое мнение и учиться быть Личностью. Для малыша это – настоящий стресс. Добавьте еще непомерный груз обязательных домашних заданий и тот поток новой информации, который буквально захлестывает.
Именно поэтому в программе начальной школы особое место занимают игры. Подвижные игры для школьников начальных классов помогают им быстрее пройти адаптацию в новом коллективе, привыкнуть к новому распорядку дня и требованиям школьной дисциплины.
Однако не стоит забывать, что дети младшего школьного возраста быстро устают. Та веселая и безудержная энергия, реализованная в беге и прыжках, быстро тает. Поэтому так важно чередовать активные и спокойные игры.
Подвижные игры в начальной школе – это обязательный элемент урока. Так, психологи рекомендуют обязательно включать подвижные игры во время урока. Утомленные долгим сидением за партой, малыши с удовольствием воспринимают возможность отдохнуть и подвигаться.
Ряд народных подвижных игр успешно используется педагогами в качестве приема для объяснения нового материала или заучивания понятий и правил. В играх для 1 класса, которые рекомендованы педагогами, немалое значение придается такому элементу, как знакомство с окружающим миром. Игры для 2 класса больше направлены на развитие памяти и творческих способностей. К этому времени ребенок уже осваивает требования дисциплины и способен выдержать 45-минутный урок, не вскакивая с места. А вот игры для 3 класса уже более сложные по сюжету. В этом возрасте дети лучше усваивают информацию, полученную в ходе игры. В играх для 4 класса на смену заданиям "догони" или "перепрыгни", приходят интеллектуальные задачки. А стишки и считалочки, сопровождающие подвижные игры как нельзя лучше способствуют развитию памяти.
Подвижные игры среднего школьного возраста
С переходом в среднюю школу у детей намечается некий рубеж в развитии. Теперь им предстоит приспосабливаться к новым условиям: разные учителя, гораздо больше предметов, более строгие требования. Дети взрослеют, "взрослеют" и игры. Подвижные игры для учеников 5 класса все больше осложняются интеллектуальными задачками. В педагогике принято классифицировать подвижные игры для школьников по содержанию. Выделяют сюжетные подвижные игры, которые имеют строгие правила и рамки. Такие школьные игры очень популярны в качестве приемов закрепления пройденного материала. Сюжетные игры выигрышно смотрятся на открытых уроках, потому что позволяют в непринужденной форме продемонстрировать знания и умения школьников.
В 11-12 лет у детей начинается половое созревание. Именно поэтому подвижные игры для учеников 6, 7 класса должны воспитывать уважительное отношение мальчиков к девочкам.
В это же время начинается и деление игр на "девичьи" и "мальчишеские". Мальчики больше соревнуются в силовых играх, а девочки предпочитают более интеллектуальный вариант.
Подвижные игры для школьников старших классов
В старших классах подвижные игры – это способ общей физической подготовки и один из вариантов специальной спортивной подготовки. К 9 классу ученики, как правило, уже определяются с выбором своих предпочтений и выбирают подвижные игры, которые наиболее им интересны и способствуют тренировкам по выбранному виду спорта.
Для учеников 11 класса подвижные игры характерны усложненными заданиями, построенными на выполнении определенных действий повышенной трудности. В это время у школьников уже сформированы личностные качества, и подвижные игры позволяют одним совершенствовать свои качества лидера, а более застенчивых учат преодолевать робость и нерешительность, развивают умение постоять за себя, отстаивать свои позиции.
Подвижные игры для дошкольников важны для воспитания гармонично развитой личности. Тот комплекс целей и задач, которые решают подвижные игры, имеет огромное значение в процессе воспитания и обучения детей школьного возраста.
Во-первых, подвижные игры решают образовательные задачи. В ходе игры ребенок учится познавать окружающий мир, видит свое "я" в социуме, учится общению, выстраиванию отношений с ровесниками, старшими.
Во-вторых, подвижные игры имеют колоссальное воспитательное значение. Игры развивают творчество, смелость, инициативность, решительность, умение логически мыслить.
И, конечно, подвижные игры выполняют оздоровительную функцию, так как способствуют активному и правильному физическому развитию.