Подвижные игры на физкультуре
Самый эффективный и доступный метод воздействия на детей - это подвижные игры в школе на физкультуре или дома во дворе.
Игры делают обычное необычным, а потому особенно привлекательным. Воспитательное значение подвижной игры сводится не только к развитию физических качеств, таких как скорость, гибкость, сила и выносливость. Подвижные игры развивают и такие интеллектуальные качества, как память, наблюдательность, сообразительность и логическое мышление. Игры, имеющие сюжетную форму, развивают воображение и артистизм. При музыкальном сопровождении игры формируют в детях эстетическое мировосприятие. Увлекшись игрой, дети ярко и непосредственно проявляют свой характер, индивидуальные особенности.
Развитие физических качеств подвижными играми
- Развитие силы
Здесь можно включать подводящие и вспомогательные игры с кратковременными силовыми напряжениями и с преодолением мышечного сопротивления противника. Основное содержание таких игр: перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание, элементы борьбы и тяжелой атлетики. Весьма эффективны для развития силы подвижные игры на физкультуре с простейшими двигательными операциями, но с некоторыми отягощениями (наклоны, вращения, прыжки, бег с посильным для детей грузом). Сюда же можно отнести метание на дальность.
- Развитие быстроты
Чтобы развить в детях такое качество, как быстрота, нужно подбирать игры, которые требуют мгновенной ответной реакции на зрительный, звуковой или тактильный сигнал. В такую игру должны входить физические упражнения с внезапными остановками и периодическими ускорениями, мгновенными задержками и стремительными рывками. В такие игры может быть включен бег на короткие дистанции наперегонки и другие двигательные акты, направленные на целеустремленное и сознательное опережение соперника.
- Развитие ловкости
Сюда можно отнести игры, в которых требуется проявлять точную координацию движений, быстро согласовывать свои действия с членами своей команды и обладать некоторой физической сноровкой.
- Развитие выносливости
Чтобы развить в детях выносливость, нужно подбирать подвижные игры, которые связаны с большой затратой энергии и сил, частыми повторами двигательных операций и продолжительной непрерывной деятельностью. В играх должны применяться другие средства физического воспитания методом комплексного использования общеразвивающих, подводящих и специальных упражнений.
При планировании подвижных игр в помещении нужно учитывать их общую нагрузку на детей, определять цель, место и время среди других упражнений и заданий. Сложность применяемых на уроках физкультуры игр должна быть доступна детям и по физической нагрузке, и по трудности игрового взаимодействия.
Подвижные игры на уроках физкультуры
Помимо физического развития, подвижные игры на физкультуре дают большой результат и в других аспектах развития детей.
Игры очень важны детям, отстающим в развитии, с такими моторными нарушениями, как неловкость, расстройство координации и замедленность реакции. Сенсорные нарушения у этих детей проявляются в недостаточном понимании инструкций и нарушении ориентировки в пространстве. Игра будет способствовать развитию у них данных процессов. Помимо недостаточно сформированной у них общей моторики, могут отмечаться отклонения мелкой моторики, обеспечивающие дифференцированные движения при лепке, письме и конструировании. Умственно отсталые дети плохо вырабатывают и закрепляют движения, и чтобы сделать их автоматизированными, требуется большое количество повторений. И в этом им помогают подвижные игры.
Один из важнейших результатов подвижных игр на физкультуре - эмоциональный подъем, радость. Это очень важно в разностороннем, физическом и умственном развитии, в воспитании морально-волевых качеств. Правильный подбор подвижных игр помогает в оздоровлении, закаливании и укреплении организма ребенка.
При организации подвижных игр очень важно следить за соблюдением санитарно-гигиенических условий (чистотой, температурой в помещении). Не менее важны чистота тела, одежды детей. Ведь в процессе подвижных игр на уроках физкультуры существенно повышается обмен веществ, увеличивается теплоотдача. В связи с этим нужно воспитывать в детях привычку следить за чистотой рук и ног.